На главную

Фото

Общение

Конференция

Справка

Ссылки

Объявления

Карта

 

География

История

Население

Промышленность

Транспорт и связь

Архитектура

Культура

Образование

 

   Центральный федеральный округ
   Липецкая область
   Код региона - 48
   Почтовый индекс (главный) - 399770
   Телефонный код:
   междугородный - 07467
   внутриобластной - 267

География

Географические координаты города: 52 градуса 37 минут северной широты и 38 градусов 29 минут восточной долготы. Город расположен на обоих берегах реки Быстрая Сосна (правый приток Дона) при впадении в нее реки Ельчика, имеющих соответственно протяженность 250 и 15 км. Елец находится в80 км от областного центра, на пересечении железных дорог Липецк-Орел, Москва-Донбасс. Через город проходит автомобильная дорога Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону. Город занимает территорию в 65,1кв.км.
   Старое городское ядро раскинулось на нагорном левом брегу Быстрой Сосны при впадении в нее реки Ельчик. Древний город окружен пригородами и слободами, вошедшими в черту современного Ельца, но все еще живых в бытующих названиях: Аргамач, Затон, слободы - Ламская, Черная, Александровская, Каменья. Наряду со старинными названиями живут и современные: Новые Дома, Строитель, Эльта - названия микрорайонов, появившихся в 70-80 годах XX века. Правобережье под общим названием Засосна, развивавшееся из старых Беломестной и Новоямской слободок, с ростом железнодорожного узла превратилось в город железнодорожников, примыкающий к станции и вокзалу, к мастерским и депо.
   Развитию города способствовало его выгодное месторасположение, дающее благоприятные условия жизни: черноземные плодородные земли, здоровый умеренно-континентальный климат, перекресток больших дорог, местные строительные материалы - лес, известняковый камень и кирпичные глины, высокое качество питьевой воды. Все это, вместе взятое, делало елецкий край притягательным для хозяйственного освоения, стимулировало развитие города.

История


       Город возник как крепость для охраны границ древнерусского государства от набегов кочевников-степняков, обитавших по соседству в "Диком поле". Впервые о Ельце упоминает Никоновская летопись в 1146 году, говоря о посещении его князем Святославом Ольговичем, который был вынужден бежать от своих политических противников: "Князь же Святослав Ольгович иде в Рязань, и быв во Мченске, и в Туле и в Дубке на Дону и в Ельце, и в Пронске и приде в Рязань на Оку". Эту дату и принято считать годом основания города. На самом деле Елец, несомненно, древнее - не менее чем на 50 лет, а то и более, потому что уже в XII веке вокруг существовала развитая сельскохозяйственная округа, которая всегда складывалась вблизи городов-крепостей, а для ее формирования требовалось значительное время.
       До сих пор историки не пришли к единому мнению о том, какой части нынешнего города соответствует летописный Елец. Есть версия, что он располагался на месте Лавского городища, находящегося на южной окраине Ельца. В XII веке городище представляло значительное по размерам село с цитаделью-детинцем. Другие связывают с древним Ельцом Старое городище, следы которого сохранились в северной части города, на Каменной горе. Однако не исключено, что летописный Елец располагался на месте нынешнего Старого города, а Лавское городище было частью его сельскохозяйственной округи. Ответ на этот вопрос могут дать археологические раскопки, которые каждое лето проводит Елецкий государственный педагогический институт (с 2000 года - Елецкий государственный университет) на территории города и его окрестностей.
       В год первого летописного упоминания Елец был центром удельного княжества, находившегося в вассальной зависимости князя Черниговского. В конце XII века Елецкое княжество входит в состав великого княжества Рязанского. По своим размерам Елецкое княжество равнялось современной Голландии или Бельгии.
       Долгое время Елец был пограничным городом, охранявшим юго-восточные рубежи Российского государства. Неоднократно он подвергался нападению и разорению. Сначала город осаждали половецкие орды, историкам известен целый ряд половецких набегов на протяжении второй половины XII - первой половины XIII веков. Близ города проходили шляхи - Муравский, Изюмский, Кальмиуский, по которым кочевники направлялись в русские земли. По этим же шляхам русские князья ходили в ответные походы на половцев. В 1238 году подоспела новая беда. Направляясь ранней весной в степь для отдыха и пополнения, татаро-монгольская орда уничтожила Елец. Начиная с этого времени главной грозой Ельца становятся татары. Не раз они полностью уничтожали город, убивали и уводили в плен горожан. Но каждый раз он вновь восстанавливался и заселялся.
       На протяжении следующих двух веков город неоднократно вставал на пути татарских орд. Самые опустошительные:
       1283 г. - разорение Ельца войсками хана Ахмата Темира.
       1316 г. - разорение Ельца войсками хана Узбека.
       1365 г. - новый завоеватель - хан Тогай.
       1380 г. - войска хана Мамая уничтожают елецкий кремль, ельчане участвуют в Куликовской битве против Мамая.
       1382 г. - на Москву через елецкие земли идут орды хана Золотой Орды Тохтамыша.
       1395 г. - уничтожение города войсками Тамерлана. В 1395 году, гоняясь по степи за отрядами своего бывшего союзника хана Тохтамыша, в пределы елецкой земли вторгся грозный правитель Средней Азии Тимур. Вместе с ельчанами город защищал один из полководцев Тохтамыша, Бек-Ярык-оглан. Несмотря на героическое сопротивление защитников Елец был взят штурмом и уничтожен, а его жители перебиты. В середине XIX века, во время сооружения Вознесенского собора, строители наткнулись на массовые захоронения жертв этих событий, надолго сохранившихся в памяти людей. В 1541 году крымский хан Гирей грозил сделать с Пронском (он почти в 70 километрах к югу от Рязани) то же, что Тимур сделал в свое время с Ельцом.
       1408 г. - Елец штурмуют полчища Едигея.
       1437 г. - нападение татарского хана Улу-Мухамеда.
       Город неоднократно разрушался, но каждый раз з руин и пепла возрождался. Об одном из таких возрождений напоминает обелиск на берегу реки Быстрой Сосны (улица Труда, бывшая Миллионная). Памятник этот установлен на том месте, откуда Патриарх всея Руси Алексий, проезжавший в 1357 году через разоренный тататрами Елец, указал место нового основания города.
       Шли годы, крепло Русское государство. Его границы отодвигались все дальше на юг, но Елец еще долго выполнял функции крепости: в конце XVI века на берегах Быстрой Сосны располагались девять "сторож", которые должны были оповещать Москву о приближении татар.
       С первой половины XV века Елецкое княжество переходит в вотчину Москвы, а елецкие князья и правители вступают на службу московскому государю. Они становятся воеводами, стольниками, различными придворными и служилыми чинами. Воеводы в Елец теперь уже большею частью присылаются из Москвы. Московское государство видит в Ельце важный опорный и стратегический пункт. Для его защиты посылает ратных людей и оружие. Наступает относительная передышка на 60-70 лет от набегов степняков, растет посадское население, укрепляется город, начинается распашка черноземной плодородной целины.
       В начале XVI века появляется новый враг - крымские ханы. Занимаясь работорговлей и грабежами, они совершают разбойничьи налеты, уводя тысячи жителей на невольничьи рынки Крыма. Их набеги продолжались вплоть до середины XVII века.
       На смену хаотичной застройке города постепенно приходит плановая. В 1592 году сюда был прислан владимирский мастер Илья Катеринин для планировки крепости и острога. Старые чертежи не сохранились, однако известно, что крепость имела девять оборонительных башен. Население города составляло тогда три тысячи человек. Самый старый сохранившийся план Ельца датируется 1722 годом (он составлен по указу Петра Первого Михайлом Золотиловым). Судя по плану, застройка города была регулярной, его защищали двенадцать башен. Внутри города находились государев двор, тюрьма, три церкви и другие постройки. Населяли его преимущественно служилые люди и ремесленники.
       Вокруг города постепенно формировались слободы: Черная, Ламская, Аргамачья, Стрелецкая, Пушкарская, Александровская и другие. Теперь они слились с городом, но названия их сохранились. Слободы были заселены ремесленниками, стрельцами, извозчиками - отсюда и названия многих.
       В 1606 году ельчане участвуют в народном восстании под руководством Ивана Болотникова. Елец играл одну из ведущих ролей в этом восстании.
       В первой четверти XVII века на юге России было проведено административное деление, здесь образовано семь уездов. Елец стал уездным городом. После строительства Белгородской пограничной черты началось заселение елецких земель. Город перестал быть пограничной крепостью, его население стало быстро расти. Во второй половине XVII века завершается освоение и заселение края. Необжитые, истерзанные постоянными набегами татар земли превращаются в густонаселенный район. Город-воин, несколько веков первым грудью встречавший набеги кочевых орд, стал превращаться в город торговцев и ремесленников, административный центр большой сельскохозяйственной округи Российского Черноземья. Быстрому развития города способствовали не только богатые черноземные земли, обилие лесов, но и выгодное географическое положение на перепутье дорог. Елец постепенно становится центром торговли с Доном и Югом страны. Дорога из Москвы на Валуйки и Оскол, почтовый тракт из Тулы в Воронеж, большак из Орла через Ливны на Тамбов, дорожная связь через Лебедянь, Данков, Пронск с Рязанью содействовали росту Ельца как торгового города, перевалочного пункта. Для хранения и переработки сельскохозяйственного сырья строятся склады, возникают кустарные ремесла и промыслы, а затем и первые промышленные предприятия. Богатеют елецкие купцы и промышленники, идет накопление торгового капитала, расширяются торговые связи. Уже к концу XVII века Елец превращается в одного из крупнейших поставщиков и перекупщиков хлеба. Хлебные поставки для армии Петра под Азовом и донским казакам отмечены в истории города. Царь Петр не раз посещал Елец, проезжая из Брянска на воронежские корабельные верфи. В XVIII веке в городе развиваются кожевенное и кузнечное производство, кружевоплетение.
       По административному делению 1708 года в России было образовано 8 губерний. Елец вошел в состав Азовской с центром в г. Азове. Позднее, с 1726 года центр губернии был перенесен в Воронеж. В 1719 году губерния была подразделена на пять провинций с центрами в Воронеже, Ельце, Тамбове, Шацке, Бахмуте. Елец стал провинциальным городом. Елецкая провинция включала Ливны, Ефремов, Лебедянь, Данков, Липецк, Усмань, Задонск, ее площадь превосходила нынешнюю Липецкую область. В 1779 году из Воронежской губернии были выделены Курская и Тамбовская, Елец стал центром уезда. Елецкий уезд вошел в состав Курской, а затем Орловской губернии.
       С середины XVII века город довольно быстро превращается в один из важнейших торговых центров России. Елецких купцов отличала большая активность и деловитость. Их деятельность распространялась не только на город и уезд, но и на рынки Воронежа, Белгорода, Курска. Торговали елецкие купцы медом, хлебом, солью, железом, сталью, изделиями из металлов. Особенным спросом у покупателей пользовались изготовленные елецкими мастерами котлы - бражные, пивные и для варки соли.
       Елец, как и другие старые русские города, страдал от пожаров. Елецкий архитектор и краевед А. В. Новосельцев установил, что пожары 1764 и 1769 годов уничтожили большую часть его деревянных строений. Именно это обстоятельство явилось причиной кардинальной перепланировки города. Созданная в 1762 году государственная Комиссия о каменном строении ставила задачей перестройку всех русских городов. В 1770 году этой комиссией был разработан и регулярный план Ельца, подписал его известный архитектор Алексей Квасов. Застройка городских кварталов должна была вестись строго по плану, при этом предпочтение отдавалось каменным зданиям. Некоторые из них сохранились до наших дней. Именно они вместе с деревянными домами мещан более позднего времени создают сегодня неповторимый облик Ельца. XIX век для России характеризуется как век крупных изменений во внутренней и международной жизни. В эти годы русский народ не раз выступал против захватчиков - наполеоновской армии в 1812 году, объединенных англо-французских сил в 1853-1856 гг., при освобождении братского болгарского народа от пятивекового турецкого ига в 1877-1878 гг. При этом в составе русской армии в боях участвовали и ельчане. В 1812 году они сражались с французами под Смоленском, на Бородинском поле, под Малоярославцем, участвовали в заграничном походе русской армии, в "битве народов" под Лейпцигом, отличились при взятии Парижа. За подвиги в этой войне 253 ельчанина были награждены орденами и медалями. В 1853-1856 гг. во время Крымской войны Елецкий полк участвовал в героической обороне Севастополя. За мужество и героизм, проявленные в этой войне, он был награжден георгиевским знаменем с надписью "За Севастополь в 1854-1855 гг.". Елецкий полк принял активное участие и во время освобождения Болгарии от турецкого ига. О подвигах полка говорят многие памятники и мемориальные доски, в частности, в Георгиевском зале Кремля в Москве, в Болгарии.
       В XIX веке город становится крупным промышленным и торговым центром. В городе действует несколько махорочных фабрик, чугунолитейные мастерские, более десятка кожевенных предприятий, пивоваренный, спиртоводочный, мыловаренные и салотопенные заводы. Особое развитие получили мукомольное дело и кружевной промысел. Быстрому развитию капиталистических предприятий и торговли способствует строительство железной дороги Грязи-Елец-Орел, прошедшей через Елец в 1868 году. Большое значение для экономики города приобретает торговля хлебом. Елецкие купцы привозили озимую пшеницу из Саратовской, Тамбовской, Курской, Харьковской губерний. На мельницах, устроенных на реках, зерно перемалывалось в муку, которая славилась своим качеством, ее продавали в крупные города России. В 1888 году в Ельце был сооружен первый в России элеватор на 400 тысяч пудов зерна, что способствовало процветанию хлебной торговли. Элеватор был построен настолько добротно, что и теперь исправно функционирует. Приобретает в это время широкий размах и торговля скотом, пригоняемым гуртовщиками в Елец из южных губерний России. Перед 1917 годом в Ельце насчитывалось 915 лавок и 301 торговый склад.
       В 1858 году на 28,5 тысячи населения Ельца насчитывалось 2,7 тысячи купцов с семьями. Появляются купеческие династии - Заусайловых, Черникиных, Ростовцевых, Валуйских.
       С развитием промышленности и транспорта растет население города. Если до отмены крепостного права здесь жило 27,5 тысячи человек, то в 1897 году - 45827, а в 1900 году - до 50 тысячи человек.
       В 1869 году в Ельце открыто первое в России железнодорожное училище, в 1871 году - мужская гимназия (ныне средняя школа номер 1), в 1874 - женская гимназия (сегодня в этом здании находится первый учебный корпус Елецкого государственного университета).
       До революции Елец был одним из самых благоустроенных городов России. До сих пор берега речушки Ельчик укрепляют мощные каменные стенки-барьеры. Через толщу асфальта то там, то здесь проглядывают аккуратные мостовые и тротуары. Хорошо просматривается структура Старого города, некоторых его слобод.
       Украшением Ельца служили и служат храмы. До революции в городе насчитывалась 31 церковь, имелось 15 часовен, два монастыря - мужской и женский. Большинство из церквей было построено в XIX веке.   1917 год коренным образом изменил социальную структуру населения города. Ушли в небытие елецкие купцы и капиталисты. Разруха и гражданская война задержали развитие города. Значительный урон Ельцу нанесли ворвавшиеся 31 августа 1919 года банды Мамонтова. Они взорвали железнодорожный мост, сожгли станцию, музей, разрушили многие здания города.
      Отгремела гражданская война. Ельчанам пришлось вновь заниматься восстановлением разрушенного хозяйства, развивать промышленность, строить.
      В послереволюционный период были преодолены последствия разрухи, начался подъем и коренная перестройка народного хозяйства.
      В годы первых пятилеток в связи со строительством в городе кожевенного завода имени Ленина, известкового завода имени Кирова, важной хозяйственной артерии страны - железной дороги Москва-Донбасс, проходящей через елецкий узел, начинается новый этап в развитии Ельца. Коллективизация сельского хозяйства, ломка векового уклада жизни села в прилегающей черноземной округе вызвали миграцию в город вытесненного из сельского хозяйства населения. В 1930-х годах резко увеличивалось число приезжего населения в городе, более половины из которого составили сельские жители.
      Развитие города как административного центра было тесно связано с изменениями административно-территориального деления края. До 1928 года просуществовали губернии и уезды. Елец оставался уездным административным центром. В 1928 году была образована Центрально-Черноземная область, в которую вошли Воронежская, Курская, Орловская и Тамбовская губернии. Область была поделена на 11 округов, Елец стал центром округа, в него вошли Липецкий, Ливенский, Лебедянский, Задонский уезды. Одиннадцать  созданных округов делились в свою очередь на 178 районов. Именно в этот период Елецкий окружком принял решение о строительстве Новолипецкого металлургического завода (преобразованного впоследствии в Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК)), давшего громадный толчок к развитию города Липецка в важный промышленный и административный центр. Трехступенчатое управление просуществовало недолго. В 1930 году округа были упразлнены, восстановлена двухступенчатая структура - область, район. В 1934 и 1937 годах ЦЧО была разукрупнена. Из нее выделена сначала Курская, а затем образованы Тамбовская, Рязанская и Орловская области. Елец стал районным центром последней.
      В связи с прокладкой магистрали Москва - Донбасс Елец стал первым по значимости железнодорожным узлом Воронежской области. В 30-х годах в Ельце работало 20 промышленных предприятий: кожевенный завод имени Ленина - детище первой пятилетки, чугунолитейный завод - сегодняшний завод "Гидропривод", два кирпичных и два известковых завода, карьер, лесопильный завод, деревобделочная фабрика, хладокомбинат, скотобойня, махорочная фабрика, мельницы. Электростанция мощностью 1200 киловатт обеспечивала энергией территорию города. В городе оборудуются радиоточки. Городской водопровод, открывший в 1933 году второй каптаж в районе Ельчика, снабжал водой основные улицы центра и Засосны. Большинство улиц центрального городского ядра и четыре за Сосной имели булыжные мостовые.
      К середине 30-х годов в городе действовало несколько специальных учебных заведений (педагогический и медицинский техникумы, рабфак, совпартшкола, тракторная школа, автошкола, школа кружевниц и детская сельскохозяйственная станция) и общеобразовательных учебных заведений (7 начальных, две неполных средних, две средних, опытная школа, школа переростков и школа глухонемых). Лечебные учреждения были представлены горбольницей, тубдиспансером, поликлиникой, вендиспансером, детской профамбулаторией и детской консультацией. Также работали кинотеатр, городской театр, два музея, два клуба, две библиотеки, стадион, две бани, три рынка.
      В предвоенное время получает ускоренное развитие промышленность города. В 1937 году началось строительство крупнейшего предприятия Ельца - элементного завода. Рядом с ним почти одновременно росли корпуса заводов "Прожекторные угли" и цинкопрокатного, давшего начало заводу медоборудования. В1940 году было подписано постановление Совнаркома о создании на базе местного литейного завода, выпускавшего кухонные плиты, станкостроительного завода союзного значения. Так родился завод "Гидропривод". В городе разворачивается строительство многоэтажных домов, в комплексе с жильем строятся детские сады, магазины, столовые.
      В 1939 году население города составило 51 тысяч  человек. В Ельце был учительский институт, железнодорожный техникум, педагогическое училище, две фельдшерские школы, 16 общеобразовательных и ряд специальных школ.
      Но именно в период 30-х годов архитектуре Ельца, его внешнему облику и силуэту, его культурному наследию был нанесен тяжелейший урон, от которого город не может оправиться до настоящего времени. Варварское обезображивание и разрушение многих уникальных культовых зданий под лозунгом борьбы с религиозным дурманом, с "опиумом для народа" привели к невосполнимым потерям. В последний раз звонили колокола, безжалостно сбрасываемые с колоколен под лозунгом "перельем колокола на тракторы". Активисты-общественники, зацепив за кресты веревками, валяли и выворачивали завершения куполов и колоколен. В попытке до основания разрушить старый мир тогда же прозвучали первые взрывы, разрушившие многие городские церкви. Многие церкви и соборы остались лишь на дошедших до нас фотографиях. Были варварски уничтожены исторические реликвии - часовни. В конце 20-х - начале 30-х годов нашего века елецкое купечество подверглось разгрому. Многих тогда выслали из Ельца, дома их превратили в коммуналки. Однако ельчане до сих пор помнят наиболее известные купеческие фамилии.
      В Великую Отечественную войну Елец и железнодорожный узел длительное время являлись важной базой фронта в районе Орловского плацдарма и Курско-Белгородской дуги. Кроме того, два полевых аэродрома постоянно поддерживали связь с партизанами в брянских лесах и в Белоруссии. За время войны городу был причинен громадный ущерб, в период с 3 по 9 декабря 1941 года Елец был оккупирован фашистами, бомбардировки города продолжались вплоть до 5 августа 1943 г. Тысячи ельчан участвовали в боевых действиях, свыше 8 тысяч награждены орденами и медалями, несколько ельчан были удостоены звания Героя Советского Союза. Наши земляки прошли с боями по всем фронтовым дорогам до Кенингсберга, Праги, Вены, Варшавы, Берлина и на колонне рейсхтага оставили надпись: "Мы из Ельца!".
      Война принесла Ельцу, как и всей Советской стране, тяжелые потери. Более девяти тысяч ельчан не вернулись с ее полей. Резко сократилась рождаемость. Значительный ущерб был нанесен экономике города. Варварские бомбардировки, временная оккупация нанесли железнодорожному узлу, промышленности, городскому и жилищному хозяйству города нанесли огромный ущерб. Героическим трудом ельчан нанесенные городу раны быстро залечиваются. Уже в 1944 году были восстановлены и давали продукцию 11 предприятий союзного и республиканского подчинения, 24 предприятия местной промышленности и промысловой кооперации. Начала работать сеть школ и специальных заведений, культурно-бытовых учреждений. Работы по восстановлению и развитию народного хозяйства после Великой Отечественной войны велись с небывалым подъмом. Уже к 1950 году был превзойден довоенный уровень промышленного производства.
      С 50-х годов начинается ускоренное развитие промышленности города. Строится теплоэлектроцентраль, вырастают корпуса мощного сахарного завода. Из небольших моторемонтных мастерских создается современный завод тракторных гидроагрегатов. В 1956 году на площадях бывшего цинкопрокатного завода было начато строительство завода очковых оправ. Свою первую продукцию предприятие выдало в феврале 1957 года. А через год здесь было организовано машиностроительное производство. Железнодорожный узел стал притягательным местом для развития промышленного производства. В свою очередь размещение крупных индустриальных комплексов повлекло за собой высокие темпы формирования города, повышение его роли в территориально-производственном комплексе Центрально-Черноземного экономического региона. Вновь быстро растет численность населения.
      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1954 г. в составе РСФСР была образована Липецкая область с центром в городе Липецке. В состав области кроме города Ельца, входившего ранее в Орловскую область, вошли города Липецк Воронежской области и 34 района Воронежской, Орловской, Рязанской и Курской областей. Из Воронежской области - 12 районов: Воринский, Водопьяновский, Грачевский, Грязинский, Дмитряшевский, Добринский, Липецкий, Молотовский, Талицкий, Усманский, Хворостянский и Хлевенский; из Орловской - 9: Волынский, Долгоруковский, Елецкий, Задонский, Измалковский, Краснинский, Становлянский, Чернавский, Чибисовский; из Рязанской - 10: Березовский, Воскресенский, Данковский, Добровский, Колыбельский, Лебедянский, Лев-Толстовский, Троекуровский, Трубетчинский, Чаплыгинский; из Курской - 3: Больше-Полянский, Воловский, Тербунский. Территория области составляла 23,8 тыс. кв. км с населением свыше одного миллиона человек. В настоящее время область включает 18 административных районов и 4 города областного подчинения с населением 1 млн 250 тыс. человек.
      Область создавалась практически с чистого листа. Не было ни центра области, ни инфраструктуры, ни аппарата управленцев, которые могли бы сформировать структуру власти нового региона. Право быть областным центром оспаривали два города - Липецк и Елец. Липецк в то время был менее значимым, менее известным городом. До революции губернский город определялся по ряду позиций, в том числе и по количеству церквей. Тогда до губернского города Ельцу не хватило двух церквей. В основу формирования нового региона был положен экономический принцип. Огромный толчок развитию не только Липецка, но и всей области дало строительство Новолипецкого металлургического комбината. Секретом не является то обстоятельство, что регион создавался именно под этот проект. Еще одной причиной, обусловившей выбор областного центра, является географическое положение Липецка - в центре территории области. Вероятно, это было рассчитано изначально, так как земли как бы “прирезались” вокруг Липецка.
      Особенно высокие темпы развития Елец получил в 60-х годах с началом строительства сахарного завода, завода восстановительного табака, реконструкции заводов "Гидропривод" и тракторных гидроагрегатов, расширения машиностроительного и кожевенного заводов. В 1962 году начал работать завод "Эльта", специализирующийся на производстве кинескопов.
      В семидесятых и восьмидесятых годах Елец считался крупным промышленным центром. Широкую известность имела продукция, выпускаемая в нашем городе: источники тока, кинескопы, электрощетки, оправы, шприцы, гидроцилиндры, медицинское оборудование, кружева, кожа различных видов, кружева, швейные и трикотажные изделия, известь, сигареты и многое другое. В городе возводились многоэтажные жилые дома, школы, детские сады, был построен современный кинотеатр, гостиница, дворец культуры завода "Эльта". В этот период застраиваются новые микрорайоны, состоящие из пяти и девятиэтажных домов.
      В целом за годы Советской власти население Ельца выросло более чем в два раза: с 45 тысяч в 1910 году до 120 тысяч в настоящее время. Однако процент роста в разные годы был неравномерным. В первое послереволюционное время десятилетие население города сократилось до 35,8 тысяч жителей. Сказались империалистическая и гражданские войны, хозяйственная разруха, вызывавшие частичный оток жителей в сельские районы, градообразующая база была подорвана. Но уже в 1935 году. население города составляло 46 тысяч. Почти половина населения - 48,8% - жила в центральном районе, 25,8% - в Засосне, 11,7% - в районе Лучка, 13,7% - по берегам Ельчика. В 1939 гоуд население города составило 51 тыс. человек. К концу Великой Отечественной войны численность жителей уменьшилось до 42 тысяч, но уже к 1950 году население увеличилось до 59 тысяч жителей, а за пятилетку с 1950 по 1954 год количество жителей возросло до 70 тысяч. Начиная с 60-х годов численность населения растет очень быстро. Экстенсивное развитие промышленности, строительство новых и расширение действующих предприятий требовало большое количество рабочих рук. Началась усиленная миграция сельского населения в грорд. За одиннадцать лет с 1959 по 1970 год население Ельца выросло на 23 тысячи человек и город перевалил за стотысячный рубеж. В дальнейшем темпы миграции значительно сократились. К 90-м годам численность жителей поднялась до 120 тысяч, и за последние годы она практически не менялась.
      Отрицательным образом на развитии города сказались годы перестройки и "экономических реформ". Практически все предприятия оказались на грани остановки, резко сократился объем выпускаемой продукции, был закрыт крупнейший завод "Эльта", считавшийся наиболее значимым в городе. Тысячи квалифицированных рабочих и инженеров оказались безработными и были вынуждены искать другие виды деятельности.
      Но в последние годы можно видеть и положительные изменения в развитии города. Реставрируются церкви, реконструирован стадион "Труд", создан драматический театр. На жизнь города благоприятно действует развитие малого бизнеса. Некоторые учебные заведения меняют свой статус, тем самым увеличавая свое значение. Так, в 2000 году педагогический институт стал государственным университетом, бывшее техническое училище №2 - машиностроительным техникумом.
      В 21-й век город входит с надеждой на интенсивное развитие и возрастание своего экономического и социального значения. Мы надеемся, что Елец сохранит свои лучшие культурные, исторические и социальные традиции,.

Население


   В настоящее время на территории города проживает 119,7 тысяч человек. Плотность населения составляет 1823,3 человека на кв. км. Численность населения Елецкого района (территория 1185,4 кв. км) составляет 31,7 тысяч человек. Плотность населения в районе составляет 26,7 человек на кв. км.

Промышленность


   В городе работают машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия - машиностроительный завод, завод тракторных гидроагрегатов, завод "Гидропривод". Кроме этого, далеко за пределами области известна продукция ОАО "Энергия" (бывш. элементный завод), ОАО "Прожекторные угли", ОАО "Комтез", ОАО "ПроМеТеИ" (эти два предприятия ранее являлись единым заводом медицинского оборудования), электромеханический завод. Также в городе работают предприятия перерабатывающей промышленности: ОАО "Елецизвесть", ОАО "Елецкожа", "Дж.Т.И. Елец" (производство восстановленного табака), табачная фабрика, картонная фабрика, трикотажная фабрика; пищевой промышленности: ликеро-водочный завод, сахарный завод, крупяной завод, ОАО "Елецкое пиво". Также в Ельце работают предприятия по производству строительных материалов. Широкую известность имеет предприятие "Елецкие кружева", производящее знаменитые на весь мир кружева.

Транспорт и связь

В Ельце, как и во всей Липецкой области, есть одно отличие от других городов России - бесплатный городской общественный транспорт и бесплатное пользование таксофонами. Кроме бесплатных автобусов перевозку пассажиров осуществляют маршрутные такси (стоимость проезда 3 руб.) и несколько служб такси. Услуги связи ельчанам и гостям города предоставляет Елецкий филиал ОАО "Липецкэлектросвязь". Услуги сотовой связи предоставляют филиалы и коммерческие представители компаний "Липецк-Мобайл", "Сотел", "РеКом" и "БиЛайн GSM".

Архитектура

Елец - единственный город области, внесенный в список 115 городов Российской Федерации, имеющих ценные памятники истории и архитектуры. Он вызывает интерес прежде всего исторически созданной планировкой. В центре - на улицах Мира, Коммунаров, Октябрьской - старые дома образуют цельные, а главное, естественно сложившиеся ансамбли. Построенные в разное время - от конца XVIII до конца XIX века - они безыскусно сочетаются друг с другом, потому что в них выдержан масштаб, соразмерный городу в целом, ширине улиц и даже человеку.
   Неповторимый колорит в городе создают полтора десятка храмов (некоторые из них действующие), два монастыря, более 200 зданий - пямятников истории и архитектуры, и главная достопримечательность и гордость Ельца - Вознесенский собор, построенный по проекту академика архитектуры К.А.Тона (автора Храма Христа Спасителя). Именно без Вознесенского собора сегодня невозможно представить наш город.
   Свой след в облике города оставили социалистические стройки 70-80 годов и начала 90-х. В это время было построено несколько микрорайонов, состоящих в основном из пятиэтажных жилых домов, разбавленных несколькими девяти- и десятиэтажными. Десятиэтажные дома являются самыми высокими зданиями в городе. В настоящее время строительство жилых домов ведется не так интенсивно, как раньше, в год сдается всего 2-3 дома. Зато в некоторых местах возводятся целые улицы особняков разнообразного вида, принадлежащие состоятельным ельчанам.

Культура

Культурные традиции города поддерживают многичисленные культурные учреждения. Театр "Бенефис" продолжает историю елецких театров, которым полтора века, и связаны они с именами драматурга А.Н. Островского, актера П.М. Садовского. Работают краеведческий музей, дома-музеи писателя И.А.Бунина, художника Н.Н.Жукова, композитора Т.Н. Хренникова, художественная галерея краеведческого музея, которая содержит редкие живописные работы западноевропейских и русских мастеров XVIII и XIX вв., в том числе И.Айвазовского, П.Федотова, В.Поленова, В.Верещагина, несколько частных картинных галерей и выставочных залов. Принимают посетителей историко-культурный центр "Прожектор", городской дворец культуры, кинотеатр "Луч", несколько библиотек.

Образование

В нашем городе работают несколько учебных заведений. Самым крупным и известным является Елецкий государственный университет имени Ивана Алексеевича Бунина (ранее это был государственный педагогический институт, статус университета ВУЗ получил в 2000 году), готовящий специалистов во многих областях. Также известны государственное училище искусств имени Т.Н.Хренникова, техникум железнодорожного транспорта и машиностроительный техникум (бывшее ТУ-2). Кроме этого в городе действуют филиалы высших и средне-технических учебных заведений других городов. Готовят учащихся два медицинских колледжа, 4 профессиональных училища, более 20 школ (в том числе несколько гимназий и лицеев), православная гимназия, 3 школы-интерната, 2 музыкальных школы, 2 школы искусств, детская художественная школа.

 

 

Hosted by uCoz